Помощь омбудсмена при спорах с ОСАГО. Действительно полезное нововведение или очередное затруднение для граждан?

Помощь омбудсмена при спорах с ОСАГО. Действительно полезное нововведение или очередное затруднение для граждан?

С начала июня  в России радикально изменится порядок рассмотрения имущественных споров по ОСАГО. С 1 июня все они в обязательном порядке будут рассматриваться неким омбудсменом.

          Что это за должность — «финансовой омбудсмен», чем он будет заниматься и как это коснется нас, граждан.

      Данный институт введен Законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Он встретил сильное сопротивление со стороны финансовых организаций, которые не хотели, чтобы появлялась такая инстанция, которая будет защищать права граждан в борьбе с ними.

     Финансовый омбудсмен (от шведского ombudsman — представитель чьих-либо интересов) – независимое лицо, защищающее интересы граждан, у которых возникли проблемы с финучреждениями. Процедура рассмотрения спора омбудсменом бесплатная, к тому же разрешение конфликта происходит во внесудебном порядке, что позволяет быстро улаживать разногласия между клиентом и финансовой организацией. Прибегать к такому способу разбирательства стоит в том случае, если стоимость спора невелика, а именно если  размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. р. (а по спорам, вытекающим из договора ОСАГО, – независимо от суммы требования). При этом со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, должно пройти не более трех лет.

       Разбираться со страховым выплатами и некачественным ремонтом по ОСАГО будет команда юристов. Решиться все должно максимум за месяц! В суд можно будет подать только, если вы не довольны решением омбудсмена. Для граждан процедура станет существенно проще. До данного нововведения, если вы были не согласны с решением страховой компании гражданам приходилось сразу обращаться в суд., что занимало не малое количество времени.

       Специалисты уверенны, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Суд от этого выиграет, а выиграет ли правосудие?

      Важно отметить, что до обращения к финансовому уполномоченному потребитель финансовых услуг должен направить заявление в письменной или электронной форме непосредственно в страховую организацию.

      Соответственно, право для обращения к финансовому уполномоченному у потребителя финансовых услуг возникает после получения ответа страховщика, с которым он не согласен, либо в случае неполучения ответа финансовой организации по истечении установленного законом срока. Если страховая компания не удовлетворит претензию гражданина или не ответит в установленные сроки (30 календарных дней в случае письменного обращения или 15 рабочих дней при подаче заявления в электронном виде), потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

       Финансовый уполномоченный принимает и рассматривает обращения бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. Срок рассмотрения отсчитывается с даты подачи обращения и составляет 15 рабочих дней для самого потребителя финансовых услуг и 30 рабочих дней для лиц, которым уступлено право требования потребителя. В результате гражданин получает решение финансового уполномоченного (в случае неисполнения финансовой организацией решения финансового уполномоченного ей выдается аналог исполнительного листа – удостоверение, являющееся исполнительным документом).

      Для гражданина процедура разрешения своей проблемы должна стать существенно проще – ему не нужно нанимать юристов для того чтобы написать исковое заявление в суд и отстаивать свои интересы, ему не нужно проводить тех экспертизу, не нужно платить за все соответствующие действия, что является несомненным плюсом.

      Решения омбудсмена будут обязательны для финансовых организаций. С 2019 г. в обязательном порядке с ним должны будут сотрудничать страховщики, в 2020 г. к ним присоединятся микрофинансовые организации, а с 2021 г. – банки.

     Начать с ОСАГО решено не случайно. В этом достаточно молодом виде страхования зафиксировано много несовершенств. Именно по нему больше всего возникает споров и жалоб. По данным Судебного департамента Верховного суда в 2018-м — более 300 тысяч таких исков. Так что это самая горячая точка в финансовых спорах между гражданами и организациями. Однако суды, судебная система более менее защищена от внешнего и внутреннего вмешательства и давления. Как защищен институт омбудсмена? Почему и как омбудсмен заинтересован в защите потребителей. Как омбудсмен будет решать вопрос с возможным давлением на него, на его сотрудников, коллег. Ответа на эти вопросы в реформе нет.  

Автор: Ганина Екатерина

Фото: из открытых источников сети интернет.

pretenziya24