Пожилые люди часто становятся жертвами мошенников, потому что им сложнее разобраться в современных реалиях и новых технологиях. Им звонят и приглашают на бесплатные консультации сотрудники частных клиник и других организаций. Например, в случае с клиникой обман происходит следующим образом: человек приходит на бесплатную консультацию, где «врач» (часто вообще человек без образования) сообщает о какой-то страшной смертельной болезни. Основательно напугав пациента, он предлагает дорогостоящее, но очень эффективное лечение. При этом деньги даже не нужны, потому что кредит можно оформить прямо здесь. В итоге пенсионеры оказываются с огромным долгом на руках, получая за это сомнительные процедуры, товары или БАДы.
К нам в отдел обратилась жительница Ульяновска с просьбой о помощи. Она приобрела вибромассажную накидку в кредит за 108000 рублей. Выяснилось, что ее пригласили по телефону на бесплатный показ медицинских товаров для улучшения здоровья. Пенсионерка сама не понимает, каким образом ее убедили приобрести товар. Уже дома, она, ознакомившись с инструкцией, поняла, что изделие имеет противопоказания по использованию и не подходит ей по состоянию здоровья (у женщины гипертоническая болезнь и врач запретил использовать товар). Продавец отказался принять товар обратно. Выяснилось, что в ходе презентации продавец ничего не сообщил о наличии противопоказаний, а наоборот, пенсионерку заверили, что ее физическое состояние будет только улучшаться. Таким образом потребителя ввели в заблуждение, не предоставив ему полную и достоверную информацию о наличии противопоказаний о вреде для здоровья после обычного использования данного прибора.
Неполная или недостоверная информация о товаре для потребителя является основанием отказаться от договора купли-продажи, возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков, например, процентов за пользование кредитом.
В данном случае мы составили претензию, в которой потребовали расторгнуть договор купли-продажи товара, вернуть внесенную предоплату, возвратить уплаченную за товар сумму. В своих требованиях ссылались на следующие нормы закона.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полно и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 — 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (п.2).
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге) необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги) (п.4).
Согласно п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10). Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.
До суда дело не дошло и в нашем случае все разрешилось в пользу потребителя, но мы советуем предупредить своих родственников о подобных инцидентах.
Автор статьи: Белова М.С.