С точки зрения юриспруденции гарантийный срок — это обязательство, которое берет на себя изготовитель и/или продавец по отношению к потребителю. Изготовитель и/или продавец в течение определенного срока (при определенных условиях) должен менять, ремонтировать или возвращать стоимость своего товара.
С экономической точки зрения,гарантийный срок имеет два аспекта:
- В процессе производства закладываются затраты, соответствующие расчетному и/или испытательному сроку безотказной работы изделия. Поэтому мы часто сталкиваемся с тем, что закончился гарантийный срок, и товар перестал работать. Таким образом изготовитель экономит на производстве и не использует «чрезмерно» надежные технологии и материалы.
- Большая продолжительность гарантийного срока указывает потребителю на то, что в товар были вложены более дорогостоящие, надежные комплектующие, технологии. Поэтому гарантийный срок большей продолжительности является конкурентным преимуществом для однородных товаров.
Механизм гарантийного срока действует следующим образом: если изготовитель и/или продавец установили слишком большой гарантийный срок (его продолжительность не соответствует надежности), то предприниматель получит конкурентное преимущество. Но если его товар вышел из строя, предприниматель вынужден будет его менять и возвращать деньги, он разорится. И наоборот, изготовитель и/или продавец отказались от гарантийного срока, товар возможно не будет работать ни один день. В этих обстоятельствах предприниматель не берет на себя никаких обязательств, но его товар не покупают и он также разоряется.
Чтобы этот механизм работал, важна достоверность информации о гарантийном сроке. Именно поэтому законодатель предусмотрел ответственность и продавца, и изготовителя за обман потребителя. Существует административная ответственность в виде штрафа и материальная в виде компенсации потребителю морального вреда.
Но на сегодняшний день российская судебная практика сложилась таким образом, что размер компенсаций не выступает барьером в обмане потребителя.
Нам с вами остается только внимательно подходить к своим покупкам и читать мелкий шрифт чтобы не обмануться в своих ожиданиях.
Автор статьи: Литвинов Денис Александрович