8 8422 41-44-27
20 декабря 2020

Фейсбук нарушает конкуренцию

Фейсбук нарушает конкуренцию
Фейсбук нарушает конкуренцию

Фейсбук нарвался на два иска.

Первый иск подала Федеральная торговая комиссия, второй подали 46 генеральных прокуроров штатов. 

Истцы считают, что деятельность Фейсбука в течение многих лет направлялась на подавление конкуренции в области социальных сетей. В итоге этой деятельности пострадали конкуренты Марка Цекерберга и все потребители, для которых оказалось меньше выбора в сфере социальных сетей и уменьшилась защищённость с точки зрения защиты/использования третьими лицами персональных данных.

Как заявлял сам Фейсбук в своей рекламе он занимает 95% рынка американских социальных медиа.

Механизм нарушения в исках описан следующем образом: 

Соцсеть отслеживала компании, которые потенциально могли стать конкурентами. Далее компания либо поглощалась, либо на конкурента обрушивался «гнев Марка», либо отрубалась возможность использования API Фейсбука (программы, которая связывала внешнюю программу с соцсетью), что просто рушило бизнес конкурента.

Один из исков на 212 странице подробно расписывает историю около 10-ти поглощений, которые производил Фейсбук (самые известные из которых это Instagram и WhatsApp) и столько же случаев, когда Фейсбук запрещал конкурентам доступ к API. 

Instagram Фейсбук выкупил за 1 миллиард долларов, хотя компания не приносила прибыль. Инстаграм на тот момент представлял собой уникальную угрозу монопольному положению Фейсбук. Фейсбук мог развить свой продукт в конкурентной борьбе, но вместо этого просто уничтожил конкурента путем поглащения.

Аналогичная история была с WhatsApp, который на момент начала переговоров о поглощении имел 400 миллионов пользователей. 

В итоге Вотсап был выкуплен за 18 миллиардов долларов, что явно не соразмерно его стоимости на момент сделки.

По всем поглощениям, которые упоминаются в иске, единственной причиной покупки компаний было именно ограничение конкуренции. Аналогично с ограничениями доступа через API. Как указывают истцы, «после того, как Фейсбук достиг монопольного положения, компания снизила качество продуктов и функционала. Но монопольное положение Фейсбука не изменилось, несмотря на такую деградацию качества». Из этого истцы делают вывод, что такое возможно только из-за искусственного ограничения конкуренции: у Фейсбука просто не оказалось конкурентов, чтобы пользователи ушли к ним за лучшим качеством.

Истцы выдвинули сильные требования о незаконных действиях, об ограничении права Фейсбука на поглощение компаний в будущем, о выделении Вотсап и Инстаграм из Фейсбука и получения этими компаниями статуса самостоятельных компаний. 

Источник изображения: Яндекс.Картинки

Автор статьи: Литвинов Д.А.

Темы статьи


Поделиться публикацией