Фейсбук нарвался на два иска.
Первый иск подала Федеральная торговая комиссия, второй подали 46 генеральных прокуроров штатов.
Истцы считают, что деятельность Фейсбука в течение многих лет направлялась на подавление конкуренции в области социальных сетей. В итоге этой деятельности пострадали конкуренты Марка Цекерберга и все потребители, для которых оказалось меньше выбора в сфере социальных сетей и уменьшилась защищённость с точки зрения защиты/использования третьими лицами персональных данных.
Как заявлял сам Фейсбук в своей рекламе он занимает 95% рынка американских социальных медиа.
Механизм нарушения в исках описан следующем образом:
Соцсеть отслеживала компании, которые потенциально могли стать конкурентами. Далее компания либо поглощалась, либо на конкурента обрушивался «гнев Марка», либо отрубалась возможность использования API Фейсбука (программы, которая связывала внешнюю программу с соцсетью), что просто рушило бизнес конкурента.
Один из исков на 212 странице подробно расписывает историю около 10-ти поглощений, которые производил Фейсбук (самые известные из которых это Instagram и WhatsApp) и столько же случаев, когда Фейсбук запрещал конкурентам доступ к API.
Instagram Фейсбук выкупил за 1 миллиард долларов, хотя компания не приносила прибыль. Инстаграм на тот момент представлял собой уникальную угрозу монопольному положению Фейсбук. Фейсбук мог развить свой продукт в конкурентной борьбе, но вместо этого просто уничтожил конкурента путем поглащения.
Аналогичная история была с WhatsApp, который на момент начала переговоров о поглощении имел 400 миллионов пользователей.
В итоге Вотсап был выкуплен за 18 миллиардов долларов, что явно не соразмерно его стоимости на момент сделки.
По всем поглощениям, которые упоминаются в иске, единственной причиной покупки компаний было именно ограничение конкуренции. Аналогично с ограничениями доступа через API. Как указывают истцы, «после того, как Фейсбук достиг монопольного положения, компания снизила качество продуктов и функционала. Но монопольное положение Фейсбука не изменилось, несмотря на такую деградацию качества». Из этого истцы делают вывод, что такое возможно только из-за искусственного ограничения конкуренции: у Фейсбука просто не оказалось конкурентов, чтобы пользователи ушли к ним за лучшим качеством.
Истцы выдвинули сильные требования о незаконных действиях, об ограничении права Фейсбука на поглощение компаний в будущем, о выделении Вотсап и Инстаграм из Фейсбука и получения этими компаниями статуса самостоятельных компаний.
Источник изображения: Яндекс.Картинки
Автор статьи: Литвинов Д.А.