В настоящее время всё больше покупок совершается через интернет, а именно через онлайн-магазин (интернет-магазин) какого-либо одного определённого продавца и через маркетплейсы (агрегаторов), на которых представлены товары различных продавцов.
В случае покупки товара ненадлежащего качества возникает вопрос: как его вернуть в магазин.
Если товар куплен в интернет-магазине, где один продавец, то в этом случае нет вопроса кому направить претензию требование по качеству товара необходимо направить указанному продавцу. Но если товар куплен на маркетплейсе, где множество продавцов, то тут уже у потребителя возникают затруднения в том, кому направлять требование и кто должен вернуть деньги (поменять товар).
Отношения, возникающие между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), «Правилами продажи товаров по договору розничной купли продажи», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. 2463 (далее Правила) и Едиными правилами в области защиты прав потребителей, утв. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства 6 (принят в г. Минске 06.12.2024 и вступил в законную силу 18.12.2024) (далее Единые правила) и иными нормативно-правовыми документами.
Согласно преамбулы Единых правил, агрегатор информации о продукции (далее - агрегатор) - организация, индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определенной продукции возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного выполнения работ, оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного выполнения работ, оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанной продукции путем наличных расчетов либо перевода денежных средств агрегатору.
Иными словами, понятие владелец агрегатора используется для обозначения информационного ресурса (платформы, сайта), на котором потребитель имеет возможность получить информацию о товаре (услуге), оформить заказ и оплатить его. Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце.
Статьей 9 Единых правил следует, что Агрегатор обязан обеспечить условия для предоставления продавцом (исполнителем) надлежащей (достоверной и полной) информации о продукции и продавце (исполнителе). Агрегатор, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о продукции или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Если иное не предусмотрено соглашением между агрегатором и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной агрегатором информации о продукции или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю продукции ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).
Агрегатор не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о продукции, в случае если агрегатор не изменяет информацию о продукции, предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Владелец агрегатора несёт ответственность только за непредоставление (недостоверное, неполное предоставление) информации, но не за продажу товара ненадлежащего качества.
Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества несёт именно продавец товара, а не маркетплейс. Следовательно, в случае если потребитель купил товар ненадлежащего качества, ему необходимо обратиться напрямую к продавцу.
В силу ст. 19 Единых правил следует, что в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящими Едиными правилами для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящими Едиными правилами сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается в соответствии с законодательством государств-участников. В Российской Федерации такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 924.

Комментарии